Первая осетинская опера «Коста» : к 95-летию со дня рождения композитора Христофора Плиева

24

Музыкальные вечера, посвященные истории осетинского музыкального искусства, которые организует заведующая нотно-музыкальным отделом Юношеской библиотеки имени Газданова, заслуженный работник культуры РСО-Алания Алета Абоева,  стали уже традиционными, в них принимают участие и профессиональные музыканты, и учащиеся музыкальных учебных заведений города, и любители – меломаны.

Очередной вечер был посвящен творчеству замечательного композитора, дирижера, пианиста, заслуженного  деятеля искусств России, лауреата  Государственной премии им. К. Л. Хетагурова  Христофора Сослановича Плиева, чье имя вошло в историю осетинской музыки  как создателя первой осетинской оперы, первого балета  и первых оперетт.  Все сочиненные Плиевым музыкальные спектакли с большим успехом были поставлены не только в Северо-Осетинском музыкально-драматическом театре, но шли на театральных сценах многих городов Советского Союза, восхищая зрителей яркостью музыкальных тем, выразительностью и искрометным комизмом образов. Его эстрадные песни – «Маленький джигит», «Фатимочка»,  «Мӕ хуры хай», «Самый робкий человек», — стали очень популярными и остаются в репертуаре многих современных исполнителей.

В творчестве композитора важное место занимают крупные симфонические произведения разных форм. Он не раз обращался к поэзии великого К. Хетагурова, которая и вдохновила его на создание оперы «Коста». Впервые поставленная  в 1960 г. в Большом театре СССР в рамках Декады осетинского искусства и литературы, опера была высоко оценена и зрителями, и критикой.

Гости библиотеки – народные артисты России и РСО-Алания Эмилия Цаллагова, Булат Газданов, Эдуард Дауров, композитор Шалико Тедеев поделились своими воспоминаниями о Христофоре Сослановиче как об очень скромном и доброжелательном человеке, великом труженике, отличном организаторе, 16 лет возглавлявшем Союз композиторов Северной Осетии; рассказали о совместной работе с ним, а Эмилия Максимовна – исполнительница меццо-сопрановых партий Матери сирот и Плакальщицы в опере «Коста» – о том, какой вдохновенной силой обладала музыка Плиева, как глубокозаставляла чувствовать драматургию образов.

Прекрасная живая музыка Христофора Сослановича прозвучала в исполнении студентки Владикавказского колледжа искусств им. В. Гергиева Елизаветы Хутиевой,  преподавателей Натальи Собиевой и Елены Хатаговой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here